Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 «Медвежонок» г. Юрюзань

 

 

 

Кубики Зайцева

 

 

 

 

Методика обучения чтению Николая Зайцева хорошо выводит в чтение детей самого разного возраста и способностей. Таблицы и кубики могут появиться в группе с 2-х лет.

 Раннее обучение чтению помогает малышам стать «болтунишками», потому что опора на графические элементы при чтении «запускает» речевой механизм.

 Хорошая речь малыша - это уже сама по себе ценность. Кроме всего сам процесс обучения чтению помогает развивать память, мышление, внимание.  Дети на занятиях играют, поют, двигаются, выполняют логические задания.  Вот небольшая подборка игр, ориентированная на возраст детей.   

Педагог  Глебова Н.В.

 

  Игры для детей 2-х лет

«Погремим-позвеним»

Все кубики выставляются сразу. Показываем сами и предлагаем детям погреметь, потом позвенеть. Затем можно погреметь и позвенеть одновременно, поочередно.

«Классификация»

Это упражнение по сортировке кубиков – очень важная ступень в понимании методики. Кубики станут ребенку ближе и понятней, если он несколько раз разнесет их по разным кучкам: сюда – деревянные, а сюда – все железные. Вот послушай: вот эти звенят, а вот эти – гремят.

Классификация возможна не только по цвету и наполнителю, но и размеру. Маленькие отнеси на стол, а большие будем складывать вот сюда – на диван. Раскладывать будем еще по объему: двойные и одинарные, а также по весу (есть кубики тяжелые, а есть легкие)

 
 

«Меткий стрелок»

Понадобится корзина или ведро, несколько кубиков. В ведро нужно аккуратно положить все железные кубики, а все не железные останутся лежать. А можно попросить принести большой золотой кубик и показать его на таблице. Если ребенок затрудняется принести, то пусть несет, какой хочет, а воспитатель сам или с ребенком пропевает его и только потом кладут в корзину.

«Паровоз»

По группе раскладываем кубики. Говорим детям: сейчас поедем на поезде. Когда поезд едет, надо говорить: «чух-чух-чух», а когда подъезжает к станции «ту-ту». - Все пассажиры готовы? Двигаемся, держась друг за друга, а когда подъезжаем к какому-нибудь кубику на пути, пропеваем его: «Мы приехали на станцию – БУ».

 

 Игры с детьми 3-4 лет

   "Обед"

Предложить малышу сварить обед. То есть написать из кубиков слова, которые обозначают различные блюда. Ребенок вполне может вспомнить такие слова, как суп, компот, макароны. Вместе с малышом ставьте нужные кубики на полочку. А затем обед съешьте, то есть каждое слово прочитайте. Эти же слова можно написать указкой по таблице, если ребенок захочет добавки.

«Магазин»

Выберете какой-либо раздел магазина, например  игрушки. Что там может продаваться? Ребенок перечисляет, а вы пишете. После того, как ребенок увидел много написанных вами слов, предложите ему самостоятельно написать или переписать со складовых картинок слова.

 

«Зоопарк»

Пусть ребенок назовет тех животных, которых помнит, и эти слова напишет кубиками на полке. Если трудновато вспомнить сразу, поставьте на полку фигурки зверей. При желании ребенок пишет эти же слова указкой по таблице (вместе с вами, конечно).

 

 

«Братишки и сестренки»

Объяснить, что у всех кубиков есть братишки и сестренки: у больших — маленькие, младшие, а у младших — большие, старшие. Видишь, они у нас все перепутались, в одной куче лежат. Давай найдем старших и младших братиков и поставим их вместе. Вы берете первый кубик (СЮ СЁ СЯ СЕ СИ СЬ), ставите на полку стороной СЯ и просите найти такого же брата, но старшего: СУ СО СА СЭ СЫ С (несколько раз повторите). Малыш найдет его без труда, ставит стороной СА. Получилось  - СА. Прочитываем, радуемся, что братики нашлись, потом ищем еще 5-6 пар. Когда все пары стоят на полке, снова их прочитайте.

Игры с детьми 4 -7 лет

«Загадки»

Загадаем детям загадки. Они отгадывают, а воспитатель пишет ответ кубиками. Например, такая загадка: Кто над нами вверх ногами? Если отгадать никак не удается, напишите ответ на бумаге. Но не читайте слово: пусть дети сами попробуют.

 

 

«Угадай-ка»

Ребенок сидит на стульчике перед вами и столом с кубиками. Рядом с вами на другом столе или табуретке лежат 4-5 разных предметов или игрушек (мяч, ножницы, книга, кукла, зеркало). Малыш называет предметы, при этом очень важно договориться о названии слова: не мячик, а мяч, не книжка, а книга. Предложите угадать, какое из этих слов вы сейчас напишете. Выложите слово кубиками на глазах у ребенка. Он прочитывает слово (не забывайте вести пальцем по кубикам), потом берет соответствующий предмет и кладет около себя. В конце игры подсчитайте, сколько предметов выиграл малыш. В дальнейшем количество предметов на столе увеличьте до 8-10.

«Компьютер»

Предложите детям, собравшимся вокруг стола с кубиками или стоящими у полки, выбрать любой кубик и независимо от его положения показать пальчиком (нежно нажать кнопочку), другую руку лучше спрятать за спину. Вы при этом, изображая компьютер, озвучиваете программу: проходя сзади ребят слева направо и поглаживая каждого по плечам, произносите склад, который нажимает конкретный ребенок. Читающим можно предложить озвучить самостоятельно. Уже озвученные программы допустимо менять (т.е. после озвучивания нажимать другие кнопочки) - в этом случае можно много раз проходить у детей за спинами и произносить не повторяющийся смешной текст.

Если таблицы висят так, что малыши могут достать их руками, или у вас имеются указки, игру целиком можно проиграть на таблицах, только теперь ребята будут стоять лицом к таблице и нажимать на выбранные клеточки. У взрослого действия те же.

Еще более веселый вариант — нажимать на две кнопочки. Предложите детям указательными пальчиками обеих рук (или двумя указками) нажимать на две разные кнопочки. Здесь необходимо введение правила: нельзя перекрещивать руки - ни свои, ни с соседом. Получаемые таким образом тексты вдвое больше, ярче, веселее. А у взрослого есть возможность ненавязчиво закрепить грамотное направление чтения. Ведь при прохождении сзади детей воспитатель будет, попеременно нажимать то на левое плечико, то на правое, говоря, что показывает пальчик левой, а потом правой руки.