Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:

МДОУ д/с №1 "Медвежонок" г.Юрюзань

   
2010 - 2011

 

С чего начинается дружба?  

Дружба – главное чудо всегда,

Сто открытий для всех настоящее,

И любая беда – не беда,

Если рядом друзья настоящие.

Умение понимать и любить людей – одно из драгоценных качеств, составляющих основу человеческого общения.

В дошкольном возрасте мир ребенка неразрывно связан с другими детьми. И чем старше становится ребенок, тем большее значение для него приобретают контакты со сверстниками.

Детям из подготовительной и старших групп мы задали следующий вопрос: «С чего начинается дружба?». И вот что думают наши воспитанники: самый популярный ответ – «со знакомства», «спросить как зовут». Второе место – «с улыбки». Третье место – «с уважения», «не обижать друг друга». Также для того, чтобы завязалась дружба нужно: «вместе поиграть», «вместе побегать!».

Стоит признать, ребята относятся к вопросу о дружбе очень серьезно, и у всех есть опыт приобретения друга. Каждому ребенку необходимо хорошее отношение сверстника, но похвалить и одобрить другого ребенка для дошкольника оказывается очень трудно. Часто друзья не понимают друг друга, ссорятся. Но быть в ссоре скучно и одиноко, поэтому дети очень хотят восстановить отношения, помириться.

«Подолгу не дуются. Стараются сразу извиниться, помириться. Дружно играют», - делится своими наблюдениями воспитатель подготовительной группы Наталья Петровна.

О классическом ритуале примирения рассказала воспитатель старшей группы Людмила Георгиевна: «Мизинчики сцепляют и мирилку вместе проговаривают»:


Мирись, мирись, мирись

И больше не дерись!

Если будешь драться,

Я буду кусаться.

А кусаться не при чем-

Буду драться кирпичом.

А кирпич сломается-

ДРУЖБА начинается!!!


«Дети ничем не отличаются от взрослых во многих вопросах. Ребенок также нуждается в общении», - говорит воспитатель старшей группы Наталья Викторовна, и, советует - «Наблюдайте за его общительностью и старайтесь расспрашивать его о друзьях».

Хватит нам уже сердиться,

Веселятся все вокруг!

Поскорей давай мириться:

-Ты мне друг!

-И ты мне друг!

Мы обиды все забудем

И дружить как прежде будем!

Живите дружно!

 

 Педагог - психолог Шекунова И. А.

 

Чем отличается общение со сверстником от общения со взрослым?

Первая отличительная особенность контактов со сверстниками состоит в их особенно яркой эмоциональной насыщенности. Если со взрослым ребенок обычно разговаривает более или менее спокойно, без лишних экспрессий, то разговоры со сверстниками, как правило, сопровождаются резкими интонациями, криком, кривляньем, смехом и т. д. В общении дошкольников наблюдается почти в 10 раз больше экспрессивных интонаций, чем в общении ребенка и взрослого.

Вторая особенность контактов дошкольников состоит в том, что в нестандартности детских высказываний, в отсутствии жестких норм и правил. Общаясь друг с другом дети используют самые неожиданные, непредсказуемые слова, сочетания слов и звуков, фразы: они жужжат, трещат, передразнивают друг друга, придумывают новые названия знакомым предметам.

Как ни странно, такое кривлянье имеет большой психологический смысл. Если взрослый дает ребенку культурные нормы общения, учит говорить как надо, как вес, то сверстник создает условия для самостоятельного творчества, для проявления индивидуальности. Самобытное, творческое начало ребенка раньше всего и лучше всего проявляется именно в общении  со сверстниками.

Третья отличительная особенность в общении дошкольников заключается в преобладании инициативных высказываний над ответными. Ребенку значительно важнее высказаться самому, чем выслушать другого. Поэтому беседы, как правило, не получается: дети перебивают друг друга, каждый говорит о своем, не слушая партнера.

Четвертая отличительная особенность общения дошкольников состоит в том, что оно значительно богаче по своему назначению, функциям. Здесь и управление действиями партнера (показать, как можно и как нельзя делать), и контроль его действий (вовремя сделать замечание), и навязывание собственных образцов (заставить его сделать именно так), и совместная игра (вместе решить, как мы будем играть), и постоянное сравнение с собой (я так могу, а ты?).

Общаясь со сверстником, ребенок может притворяться (т. е. делать вид), выражать обиду (нарочно не отвечать, не замечать), фантазировать (придумывать что-то необыкновенное, нереальное).

Из сказанного выше можно сделать вывод о том, что и взрослый и сверстник способствуют развитию разных сторон личности ребенка. В общении со взрослым ребенок учится говорить и делать, как надо, слушать и понимать другого, усваивать новые знания.

В общении со сверстником  - выражать себя, управлять другим и, вступать в разнообразные отношения. Очевидно, что для нормального развития ребенку нужен не только взрослый но и другие дети.

 

 Педагог - психолог Шекунова И. А.

 

***

РЕБЕНОК В ГНЕВЕ. Профилактика агрессивного поведения.

Для предупреждения детской агрессивности очень важно культивировать в семье атмосферу теплоты, заботы и поддержки. Чувство защищенности и уверенности в родительской любви – залог успешного развития ребенка. Чем уверенней в себе он станет, тем реже будет испытывать гнев, зависть.

Следует сосредоточить усилия на формировании правильного поведения, а не на искоренении нежелательно. Подавая пример поведения (забота о других, помощь, сочувствие и т. д.) вы добьетесь больших результатов, чем рассказывая, как делать не надо.

В воспитании очень важно быть последовательными. Наибольшую агрессию проявляют те дети, которые никогда не знают, какую реакцию родителей вызовет их поведение на этот раз [1]. Например, сегодня ребенка за что-то наказали, пожурили, а завтра за это же – поощрили, не обратили внимания.

Требования, предъявляемые детям, должны быть разумны, а на их выполнении надо настаивать, ясно давая детям понять, чего от них ждут.

Следует избегать неоправданного применения силы и угроз для контроля поведения детей. Злоупотребление такими мерами воздействия на детей формирует у них аналогичное поведение и может стать причиной проявления в их характере таких неприятных черт, как злость, жестокость и упрямство [1].

 Помогите ребенку научиться владеть собой, развивайте у него чувство контроля. Дети должны знать о возможных последствиях поступков и о том, как  действия могут быть восприняты окружающими. У детей всегда должна быть возможность обсудить спорные вопросы с родителями и объяснить им причины своих поступков – это способствует развитию чувства ответственности за свое поведение.

Научите ребенка говорить о своих переживаниях, называть вещи своими именами: « я разозлился», «я обиделся», «я расстроился». Когда вы рассержены, старайтесь сдерживать гнев, но выскажите свои чувства громко и сердито: «Я поражен и обижен». Ни в коем случае не обзывайте ребенка глупым, тупым и т. д. – он будет так же вести себя с другими детьми [1].

Чем больше будет агрессии со стороны, тем больше враждебности зародится в душе ребенка. Не имея возможности ответить своим непосредственным обидчикам, ребенок отыграется на том, кто слабее (животное, сверстник).

Иногда ребенку нужно просто понимание. Снять озлобление способны одно лишь ласковое слово, объятие.    

 1.     Луговская А. Ребенок без проблем! Решебник для родителей.

 

 Педагог - психолог Шекунова И. А.

 

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"