Художественная литература и устное народное творчество сопровождает человека с самого рождения.
Художественная литература – это сильное, действенное средство для умственного, нравственного и эстетического воспитания ребёнка, которое оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи детей. Поэтому большое значение в детском саду придается методике работы с художественной литературой.
К художественной литературе относится художественное слово, которое является передачей содержания литературного произведения в устной форме наряду с выразительным чтением и художественным чтением.
Дети дошкольного возраста не умеют читать, они слушатели. Чаще всего именно взрослые, родители или воспитатели, доносят до них содержание художественного произведения. Поэтому педагогам необходимо хорошо знать детскую литературу и уметь с ней работать.
К художественному слову относятся:
1) произведения художественной литературы - стихи, сказки, рассказы;
2) устное народное творчество, в том числе и малые фольклорные формы – пестушки, потешки, прибаутки, частушки, загадки, пословицы, поговорки, скороговорки, считалки;
3) фразеологизмы (устойчивое словосочетание с неповторимым смысловым значением) – пословицы, поговорки, присловия, афоризмы и т. п.
Особое внимание и значение в работе с детьми дошкольного возраста учёные – педагоги уделяли устному народному творчеству, особенно русскому фольклору, которое оказывает огромное влияние на развитие родного языка.
Особая роль в утверждении отношения к родному языку принадлежит А. С.Пушкину, с которого началось преобразование русского литературного языка. Пушкин расширил и утвердил право народного языка в литературе, создал образцы нового языкового употребления во всех жанрах художественной литературы.
Детский сад, по мнению Е.И.Тихеевой, является помощником семьи в развитии речи детей вообще, а также по средствам художественного слова. Начиная с 3-х лет вступает в силу новый фактор духовного развития ребенка – живое слово. На этом этапе больше внимания должно уделяться сказкам, рассказам, стихам из близкой и понятной ребенку жизни.
Одной из задач развития речи детей дошкольного возраста является ознакомление с художественной литературой и в частности введение в мир поэтического слова.
По мнению многих учёных влияние художественного слова трудно переоценить как для развития речи ребёнка, так и на становление личности в целом.
Знакомство с художественным словом может служить образцом русского литературного языка, при этом обогащается словарный запас, развиваются образная речь, поэтический слух, творческая речевая деятельность, эстетические и нравственные понятия.
В дальнейшем хорошая правильная речь ребёнка может стать основой для развития культуры речи человека.
Культура речи человека - это умение правильно говорить и писать, а также умение употреблять слова и выражения в соответствии с целями и ситуацией общения.
Человек, который обладает культурой речи, характеризуется высоким уровнем развития.
Поэтому важнейшей задачей детского сада является воспитание у детей интереса и любви к художественному слову, художественной литературе.
В группе Жемчужинка регулярно проводятся чтение стихов наизусть. Дети с родителями выбирают стихотворение на заданную тему, оповещают воспитателя. Воспитатель знакомит детей со стихами, беседует по содержанию, рассматривают иллюстрации при помощи интерактивной доски, знакомит с поэтами, корректирует выразительность прочтения. После предварительной работы в группе проводится музыкально-поэтическое развлечение «В мире поэзии». Всем участникам вручаются грамоты и сладкие призы.
Воспитатель В.М. Хорошенина