Проект "Формирование слухового внимания у детей 5-7 лет с тяжёлыми нарушениями речи"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

"ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА- ДЕТСКИЙ САД "МЕДВЕЖОНОК" Г. ЮРЮЗАНИ"

КАТАВ-ИВАНОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

Проект "Формирование слухового внимания у детей 5-7 лет с тяжёлыми нарушениями речи"

 

 

Тяжелые нарушения речи (ТНР) - это стойкие специфические отклонения формировании компонентов речевой системы (лексического и грамматического строя речи, фонематических процессов, звукопроизношения, просодической организации звукового потока), отмечающихся у детей при сохранном слухе и нормальном интеллекте.

Многие исследователи (Р. Е. Левина, Г.А. Никашина, В.А. Ковшиков, Г.А. Каше и др.) при комплексном подходе к коррекции тяжёлых нарушений речи ведущее место отводят формированию слухового внимания как важного условия формирования фонематического восприятия.

Практический опыт подтверждает, что развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонематической стороны речи, в том числе слоговой структуры слов. Несомненна связь фонематических и лексико-грамматических представлений. При планомерной работе по развитию фонематического слуха дети намного лучше воспринимают и различают: окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги, при стечении согласных звуков и т.п. Кроме того, без достаточной сформированности основ фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени — звукового анализа, операции мысленного расчленения на основные элементы /фонемы/ различных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов, слов. В свою очередь, без длительных специальных упражнений по формированию навыков звукового анализа и синтеза (сочетание звуковых элементов в единое целое) дети с тяжёлыми нарушениями речи не овладевают грамотным чтением и письмом.

Человеческая речь представляет собой сложную систему звуков, которые различаются по силе, высоте, длительности звучания и тембру. Способность дифференцировать сложные звуковые ощущения, (а особенно звуки речи, как наиболее звучащие комплексы), носит название смыслоразличительного или фонематического слуха. Иначе говоря, фонематический слух — это тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова. Термины «фонематический слух» и «фонематическое восприятие» являются синонимами.

Термин «фонематическое восприятие» обозначает — «специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова» и является более точным, соответствующим современным представлениям о процессах восприятия речи.

Исследование состояния фонематических функций, проведенное в начале учебного года, позволило сделать вывод о несформированности слухового внимания: 

·         неустойчивость;

·         быстрая истощаемость;

·         трудности включения, переключения и распределения внимания;

·         нарушение произвольного внимания: дети не слушают, не вслушиваются в звуки, быстро утомляются, теряют интерес к звучаниям.

Исследование фонематических функций проводилось по пяти основным направлениям:

  • исследование слухового внимания;
  • исследование простых форм фонематического восприятия;
  • исследование сложных форм фонематического восприятия;
  • исследование фонематического синтеза;
  • исследование фонематических представлений.

Актуальность темы исследования

Нарушение слухового внимания и как следствие – нарушение фонематического восприятия - делает невозможным правильное звукопроизношение, а, кроме того, не даёт возможности детям овладевать в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем, что тормозит процесс развития связной речи в целом.

Практика показывает, что применение в работе учителя-логопеда, воспитателя (по рекомендации логопеда) игр на развитие слухового внимания и восприятия и применение наглядного материала в работе с детьми дает положительный результат:

  • материал воспитанникам интересен;
  • наглядный материал усваивается лучше, чем вербальный;
  • имеет ситуацию успеха;
  • вызывает положительные эмоции.

Многие педагоги (Р. Е. Левина, Р. М. Боскис, А. Р. Лурия, Т.Б. Филичева, Л.Н. Ефименкова, В. К. Воробьева) считают, что для полноценного усвоения звуковой стороны речи посредством использования игр, работа будет эффективна тогда, будут соблюдены следующие педагогические условия:

  • формирования интереса к речевой деятельности;
  • организация субъект – субъектного взаимодействия педагогов и детей;
  • организация взаимодействия ДОУ и семья.

Цель проекта — развитие слухового внимания и фонематического восприятия у детей с тяжёлыми нарушениями речи посредством использования дидактических, подвижных и театральных игр.

Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:

  • разработать проект для развития слухового внимания, фонематического восприятия у детей дошкольного возраста 5-7 лет с тяжёлыми нарушениями речи;
  • использовать наглядные методы и средства, побуждающие детей к процессу развития речи;
  • создать специальную среду, побуждающую ребенка к активному образовательному процессу и к развитию фонематического восприятия;
  • создать единое образовательное пространство ДОУ и семьи (рекомендации, консультации).

 

Реализация проекта

 

1этап – диагностико-мотивационный

Задачи:

  • выявить уровень развития слухового внимания, фонематического восприятия у детей.
  • создать условия для активного участия в проекте детей, родителей.

Дата проведения: сентябрь-октябрь 2020 года.

Работа с детьми:

  • диагностирование детей;
  • анализ полученных результатов.

Работа с родителями:

  • сообщение родителям об итогах проведения диагностирования;
  • обсуждение целей и задач проекта с родителями во время консультаций.

 

2 этап – проектно-организационный

Задачи:

  • разработать проект «Слушаем внимательно! Развитие слухового внимания детей дошкольного возраста 5-7 лет с тяжёлыми нарушениями речи как важное условие развития фонематического восприятия. Возможность развития слухового внимания в театрально - игровой деятельности».

Содержание деятельности:

  • разработка этапов проекта;
  • подборка комплекса игровых заданий по формированию слухового внимания, фонематического восприятия дошкольников (Приложения 1,2);
  • разработка рекомендаций для воспитателей и родителей (Приложения 3,4);
  • создание условий, необходимых для реализации проекта (подбор дидактического материала, создание игровых картотек).

 

3 этап – практический

Задачи:

  • реализовать с детьми комплекс игровых заданий, направленных на развитие слухового внимания, фонематического восприятия;
  • создать единое образовательное пространство ДОУ и семьи по развитию слухового внимания, фонематического.

Содержание деятельности с детьми:

  • развитие слухового внимания и памяти;
  • развитие простых форм фонематического анализа (формировать фонематическое восприятие на материале не речевых звуков; развивать способность узнавать и различать не речевые звуки; учить различать высоту, силу и тембр голоса; учить различать слова близкие, по звуковому составу; учить различать слоги и затем фонемы родного языка):

1. фонематический анализ ряда гласных:

?    определение наличия гласного звука в ряду гласных звуков;

?    определение количества и последовательности звукового ряда гласных.

2. фонематический анализ открытого и закрытого слогов:

?    определение наличия гласного звука;

?    определение наличия согласного звука.

3. фонематический анализ слов.

Фонематический анализ слов дается на материале все более усложняющейся звуко-слоговой структуры слов.

Речевой материал дается в следующей последовательности:

?    односложные слова, типа: ус, дом, рис;

?    двухсложные слова из открытых слогов, типа: рука, река;

?    двухсложные слова из открытого и закрытого слогов: топор, сахар;

?    двухсложные слова со стечением: кошка, ослик, карман;

?    односложные слова со стечением в начале слова: стул;

?    односложные слова со стечением в конце слова: волк, тигр;

?    двухсложные слова со стечением в начале слова: трава, дрова;

?    двухсложные слова со стечением в начале и середине слова: клумба, крышка; трехсложные слова в той же последовательности, что и двухсложные.

  • обучение сложным формам фонематического анализа:

?    развитие навыка определять количество звуков в слове;

?    развитие умения определять последовательность звуков в слове;

?    развитие навыка определения места звука в слове.

  • развитие навыка фонематического синтеза;
  • формирование фонематических представлений.

 

4 этап – итоговый

Задача:

  • анализ результата работы с детьми, обработка полученных данных, соотнесение с поставленной целью.

Дата проведения: май 2021 года.

Результат:

Развитие слухового внимания и восприятия 2020-2021 учебный год (Диаграмма №1):

?    начало учебного года: уровень выше среднего – 25%

    уровень ниже среднего – 75%;

?    конец учебного года: уровень выше среднего – 50%

  уровень ниже среднего – 50%;

Данное логопедическое обследование проводилось с целью выявления сформированности навыка слухового внимания и восприятия. Согласно данных диаграммы у воспитанников заметна динамика развития.

У 50% (6 детей) фонематический слух соответствует возрастной норме. У остальных детей отмечается динамика в развитии фонематических процессов.

 

 

 

Диаграмма №1

 

 

 

Список используемой литературы и интернет-ресурсов

 

  1. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. – М., 2004.
  2. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. – М., 2007.
  3. Молчанова Е.Г. 300 игр для развития слухового внимания ребёнка. – М., 2020г.
  4. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. / Под ред. Т.В. Волосовец. – М., 2007.
  5. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. М., 1991.
  6. https://urok.1sept.ru
  7. https://nsportal.ru
  8. https://www.maam.ru
  9. https://multiurok.ru

 

Игры на развитие слухового внимания

Слуховое внимание - это очень важная особенность в развитии ребенка, без этой особенности невозможно слушать и понимать речь. Но очень важно не только слышать звуки, а также различать и анализировать их. Это умение называется фонематическим слухом.

Фонематический слух - это умение сосредотачиваться на звуке. Различать и анализировать звуки - очень важная особенность человека, без которой невозможно слушать и понимать речь. Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но его можно этому научить. Лучше всего это делать в игре.

Цель упражнений на развитие фонематического слуха - научить ребенка слушать и слышать.

Хорошо помогает развивать слуховое внимание музыка. Музыка развивает не только внимание, но и музыкальный слух, память, ритм, чувства, эмоции, воспитывает усидчивость, трудолюбие, силу воли, развивает математические способности, координацию. Развивая мелкую моторику пальцев, способствует развитию мыслительных способностей и развитию речи.

В период дошкольного возраста происходят наиболее значимые и важные качественные изменения в овладении языковой знаковой системой, прежде всего словом как базисным знаком, что обеспечивает социально-коммуникативные потребности развития, общения и познания.

При наличии систематической целенаправленной работы по формированию фонематического слуха детей дошкольного возраста на основе использования игровой деятельности произойдёт повышение качества речевого развития детей, обеспечение качественной подготовки детей к школе.

Игра «Слушаем слова»

Договоритесь с ребёнком, что вы будете произносить самые разные слова. Ребёнку надо хлопнуть в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, посуду. И игра начинается: называются различные слова: стул, дерево, тарелка, ручка, лиса, картошка, вилка. Ребёнок должен успеть вовремя хлопнуть в ладоши.

Чтобы игра не надоедала её можно разнообразить. Поиграв несколько минут, можно менять задания. Ребёнку надо будет совершать уже другие действия, например, топнуть, когда услышит слово, обозначающее растение; прыгнуть, когда услышит слово, обозначающее животное; взять себя за нос, когда услышит слово, обозначающее мебель.

Когда малыш начинает справляться, задания можно усложнить, объединив их по два, а потом и по три. Например, ребёнку надо хлопнуть в ладоши, когда слышит слова, обозначающие растение, и прыгнуть при произнесении слов, обозначающих животное.

Игра «Топ-хлоп»

Договоритесь с ребёнком, что вы будете произносить разные фразы, как правильные, так и неправильные. Если выражение верное, ребёнку надо хлопнуть в ладоши, если не верное, ребёнку надо топнуть. И игра начинается.

Чем младше ребёнок, тем проще должны быть фразы - понятия. Например, для трёхлетнего малыша можно говорить такие фразы: «Помидоры всегда синие», «Суп мы едим ложкой», «Картошку едят сырую», «Люди ходят на руках». Для пятилетнего малыша можно уже усложнять понятия: «Медведь живет в деревне», «Белки любят орешки», «Крокодилы живут в лесу». Фразы надо подбирать соответственно интеллектуальному развитию ребёнка, чтобы ему было одновременно и не сложно угадывать правильные фразы и не скучно.

Игра «На стол! Под стол! Стучать!»

Предложите ребёнку поиграть в игру, в которой он будет правильно выполнять ваши команды. Вы будете давать словесные команды, и при этом стараться запутать ребёнка. Для этого сначала говорите команду, и сами её правильно выполняйте, малыш будет повторять всё за вами. Затем начинаете путать ребёнка – говорить одну команду, а делать что-то другое.

Например, вы говорите: «Под стол!» и руки прячете под стол, ребёнок прячет руки, повторяя всё за вами. «Стучать!» и начинаете стучать по столу, ребёнок за повторяет. «На стол!» – руки кладёте на стол, ребёнок делает то же самое и так далее. Когда ребёнок привыкнет повторять движения за вами, начинайте его путать: говорить одну команду, а выполнять другое движение. Например, говорите: «Под стол!», а сами стучите по столу. Ребёнок должен делать то, что вы говорите, а не то, что выполняете.

Игра «Нос - пол - потолок»

Договоритесь с детьми, что когда вы скажете слово «нос», детям надо показать пальцем на свой нос. Когда скажете слово «потолок», дети должны направлять палец на потолок, а когда они слышат слово «пол», то показать пальцем на пол. Детям надо объяснить, что поддаваться на провокацию нельзя: выполнять надо те команды, которые вы произносите, а не те, которые показываете.

Затем начинайте говорить слова: «нос», «пол», «потолок» в разной последовательности, а показывать при этом либо правильно, либо неправильно. Например, называйте нос, а показывайте на пол. Дети же должны всегда показывать в правильном направлении.

Игра «Найди пару»

Для игры понадобятся несколько одинаковых пар разных предметов. Можно смешать между собой разные пары носков, можно вырезать из бумаги пары полосок разной длины, можно подобрать пары разных пуговиц.

Выложите перед ребёнком смешанные в одну кучу выбранные пары предметов и дайте ему задание подобрать пары. Если это носки, малышу надо будет выбрать пары носков. Если это полоски, значит, ему надо будет подобрать пары полосок одинаковой длины. Если это пуговицы, ребёнок подбирает пары одинаковых пуговиц.

Для трёхлетних детей будет достаточно 3 - 5 пар разных предметов. Чем старше и опытнее в игре становится ребёнок, тем большее количество пар разных предметов можно ему давать.

Если в игре участвует несколько детей, то можно выдать каждому ребёнку по своему комплекту разных пар. Также можно разбить детей на команды и устроить соревнование, какая из команд быстрее подберёт пары.

Игра «Собираем урожай»

Для игры понадобятся вырезанные из разноцветного картона силуэты разных фруктов и овощей - оранжевые морковки, красные помидоры, зелёные огурцы, синие баклажаны, жёлтые яблоки.

Разбросайте по полу разноцветные фигурки из картона и попросите малыша собрать какой-то один овощ или фрукт. Если детей несколько, то каждому даётся своё задание. В этом случае количество «сортов» вырезанных овощей и фруктов должно быть равным количеству детей. И количество разных фигур должно быть одинаковым.

Игра «Лови - не лови»

Для игры понадобится мяч. В игру можно играть как с одним ребёнком, так и с группой детей.

Договоритесь с ребёнком, что вы будете бросать ему мяч, а он его будет ловить или отбивать. Если вы говорите какое-то слово, например: «Лови!», ребёнку нужно поймать мяч. Если мяч брошен молча, то его нужно отбить.

Начинайте игру, чередуя слово «Лови» и молчание во время броска. Когда ребёнок привыкнет к ритму, начинайте его сбивать, то говорите «Лови» несколько раз подряд, то молчите во время бросков. Постепенно усложняйте игру добавляя слово «Не лови!». Ребёнок всё равно должен поймать мяч, потому что по условиям игры, отбивать мяч он может только во время молчания.

Игра «Сделай правильно»

Для игры понадобится бубен и платочки. Количество платочков должно быть равным количеству игроков, участвующих в игре.

Раздайте всем платочки и объясните, что когда вы громко зазвените в бубен, они должны поднять платочки и помахать ими, а если вы будете звенеть тихо, пусть дети опустят платочки вниз. Продемонстрируйте, что значит громко звенеть, и как звенит тихо. Во время игры чередуйте громкое и тихое звучание не более трёх - четырех раз.

Игра «Послушай и сделай, как я»

Прохлопайте в ладоши определённый ритм и предложите ребёнку повторить за вами. Простучите ритм палочкой по столу, по барабану, по кастрюле, по книге или по банке. Пусть ребёнок воспроизведёт в точности ваш ритм. Потом меняйтесь ролями - малыш простукивает ритм, а вы повторяете.

Чем старше ребёнок, тем сложнее может быть ритм. Для трёхлетнего малыша в ритме должно быть не больше 5 - 6-ти ударов. По мере освоения игры ритмы можно постепенно усложнять.

Игра «Умеет ходить или нет»

Договоритесь с малышом, что вы будете называть разные слова, а ему надо внимательно слушать. Если он услышит название животного или предмета, который умеет ходить, ребёнку надо хлопнуть себя по коленям. Если он услышит название предмета, который не ходит, ему надо поднять руки перед собой. Начинайте игру: «Мяч, огурец, лиса, попугай…» - говорите вы и следите за тем, чтобы ребёнок правильно реагировал на каждое слово.

В эту игру можно играть с группой детей. Задания игры можно периодически менять: «летающий или нет» - дети поднимают руки, когда слышат название летающего предмета, и хлопают в ладоши, когда назван не летающий предмет. «Круглый или нет», «пушистый или нет» - вариаций игры может быть достаточно много.

Игра «Аисты - лягушки»

Договоритесь с детьми, что сейчас они будут ходить по кругу и превращаться в аистов или лягушек. Если вы хлопнете в ладоши один раз, дети должны превратиться в аистов: встать на одну ногу, руки в стороны. Если вы хлопнете в ладоши два раза, дети превращаются в лягушек: садятся на корточки, руки опускают на пол между ногами. Если вы хлопнете три раза, дети продолжают ходьбу по кругу.

Начинайте игру: сначала приучайте детей к определённой смене движений, а потом старайтесь их запутать.

Игра «Зайчики, медведи, галки»

Договоритесь с детьми, что по команде «Зайчики» дети будут прыгать как зайчики, по команде «Медведи» - косолапить как медведи, по команде «Галки» - махать руками. Постепенно задания можно усложнять добавляя новых животных: «Раки» - надо пятиться назад. «Лошади» - скакать как на лошадке.

Игра «Говорим шёпотом»

Расставьте на столе игрушки: кубики, куклу, зайчика, машинку и так далее. Посадите малыша за стол и объясните ему, что вы будете давать ему задания очень тихо - шепотом, поэтому ему надо очень внимательно слушать вас, чтобы всё услышать. Отойдите от ребёнка на 2 - 3 метра и начинайте давать задания: «Возьми зайчика. Посади его в машину. Поставь один кубик на другой». Давайте краткие, простые задания, говорите тихо, но четко, чтобы малыш услышал, понял и выполнил задания.

Если в игре участвуют несколько детей, можно давать им совместные задания, например: «Возьмитесь за руки», «Попрыгайте», «Обойдите вокруг стула», «Поднимите руку вверх», «Покажите на свой нос».

Игра «Тихо - громко»

В эту игру можно играть как с одним ребёнком, так и с группой детей.

Договоритесь с детьми, что когда вы говорите тихо, они должны ходить тихо на носочках. А когда вы говорите громко, дети должны громко маршировать. Объясните детям, что реагировать надо не на слова, а на звук голоса. То есть, чтобы вы не говорили тихим голосом, дети всё равно должны ходить тихо на носочках. И также, чтобы вы не говорили громким голосом, дети всё равно должны маршировать.

Начинайте игру. Сначала говорите шёпотом: «Ходим на носочках», а громким голосом: «Все маршируют». Когда дети привыкнут к смене команд, начинайте усложнять игру, добавляя разные команды, например, «Все прыгают» - говорите вы тихим голосом, или «Все машут руками» - громким голосом. Затем ещё больше усложняйте игру: «Все маршируют» - говорите шёпотом. «Ходим на носочках» - говорите громко. Старайтесь запутать детей, меняйте команды и громкость голоса неожиданно.

Дети не должны поддаваться на провокации, им надо всегда ходить на носочках под шёпот и маршировать под громкий голос.

Игра «Колокольный звон»

Для игры понадобиться колокольчик и повязка на глаза. Предложите малышу с закрытыми глазами угадывать и показывать рукой, где звенит колокольчик.

Завяжите ребёнку глаза и встаньте от него в двух – трёх метрах, позвените в колокольчик. Ребенок должен показать направление, откуда слышен звон. Поменяйте своё место и снова позвените колокольчиком.

Если в игре участвует несколько детей, то игра проводится без колокольчика. Дети становятся в круг, выбирается водящий, ему завязывают глаза и ставят в центр круга. Договоритесь с детьми, что сейчас они будут по очереди хлопать в ладоши, а водящий должен показать, откуда доносится хлопок. Хлопать должен только тот ребёнок, на которого показываете вы. Каждые несколько минут водящий меняется, чтобы в центре круга постояли все дети.

Игра «Угадай, по какому предмету я стучу»

Для игры понадобится металлическая палочка или карандаш и несколько разных предметов, например: стакан, чашка, деревянный кубик, пластмассовый кубик, кастрюля. Главное, чтобы все предметы издавали разный звук.

Предложите ребёнку послушать, какие звуки издают предметы, и постучите по каждому. Затем попросите ребёнка отвернуться и угадать, по какому предмету вы будете стучать. Потом поменяйтесь ролями, пусть ребёнок стучит, а вы угадываете.

Игра «Угадай, чей звук»

Для игры понадобятся музыкальные игрушки и разные предметы, например: дудочка, деревянные ложки, бубен, бумага. Для начала хватит трёх предметов, и постепенно их можно будет увеличивать.

Обсудите с малышом, что разные предметы издают разные звуки. Продемонстрируйте ему, как шуршит бумага, как стучат ложки, как звучит дудочка, как стучит бубен. Предложите ему поиграть в игру, в которой он будет угадывать, что звучит. Затем сядьте спиной друг к другу и начинайте производить разные шумы и звуки разными предметами. Малыш должен, не оборачиваясь, называть, чем произведен звук.

Игры с Ушариком

1 этап – обнаружение и различение неречевых и речевых звуков

          Игра «Кнопка»: услышишь – нажми на кнопку.

          Игра «Полёт бабочки»: бабочка слушает, услышит – полетит на другой цветок, не слышит – не летит.

          Игра «Дождик»: услышишь дождь – нарисуй капли дождя.

          Игра «Ухо»: услышишь – покажи на ухо, скажи «слышу».

          Игра «Один или много»: сколько звуков ты слышишь?

          Игра «Громко-тихо»: послушай и покажи, как играет – громко или тихо.

          Игра «Нюша поёт»: послушай и покажи Нюшу, которая поёт.

и т.д.

2 этап – различение часто используемых слов и фраз

          Игра «Кот и собака»: послушай и покажи, где кот, где собака.

          Игра «Шарики»

          Игра «Большой и маленький дом»

          Игра «Положи на тарелку»

          Игра «Следы»

и т.д.

3 этап – развитие фонематического слуха

          Игра «С, Ш, Ч»: послушай и покажи.

          Игра «Да, Га»

          Игра «Гусеница»: слушай звук А, где он находится? Покажи на гусенице: в начале, середине или в конце слова.

          Игра «Поезд»: определение места звука С в словах.

и т.д.

4 этап – распознавание устной речи

          Игра «Кто что делает?»

          Игра «Ух! Ай! Эх! Фу!»: покажи, кто как говорит. Повтори действия и звуки.

          Игра «Кубики»: положи кубики по инструкции.

          Игра «Один, много»

и т.д.

 

Развитие слухового внимания и фонематического восприятия в театрально-игровой деятельности у дошкольников

 

Дошкольное детство – уникальный сенситивный период для формирования важнейших процессов развития личности; при этом каждый процесс выстраивается постепенно из множества маленьких и не всегда очевидных элементов. Фонематическое восприятие и фонематический слух являются такими элементами для развития речи овладения основами родного языка.

Процесс овладения родным языком, идет от непроизвольного компонента к произвольному. Родной язык - это прежде всего среда. Полноценное восприятие среды дает возможность ориентироваться в ней, а позже продуктивно взаимодействовать с ней. Поэтому дошкольникам необходимо как можно чаще предоставлять максимально качественный материал для речевого восприятия.

В современной системе дошкольного образования активно разрабатываются новые методы разностороннего развития детей и более качественной подготовки к школьному обучению. Одним из таких методов можно считать использование театрально-игровых приемов на занятиях по развитию речи. Это позволяет соединить максимально качественный для речевого восприятия материал с активным и эмоционально окрашенным многократным участием детей в решении дидактических задач.

В процессе речевого развития ребенок в первую очередь различает (воспринимает) интонационные оттенки речи – этому он учится с первых недель жизни. Задача педагога – закрепить и разнообразить это умение. Затем ребенок воспринимает слово как целое: в младенчестве – как целое интонационное и фонематическое, в раннем и дошкольном детстве – еще и как целое лексическое. Узкий и скудный речевой опыт, незрелость процессов памяти и восприятия у дошкольников требуют совпадения всех трех компонентов воспринимаемой речи: интонационного, фонематического и лексического.

Система работы с дошкольниками включает следующие направления:

- развитие средств языка;

- развитие языковых способностей;

- развитие коммуникативной функции речи;

Развитие средств языка у детей состоит, прежде всего, в расширении словарного запаса в широком смысле этого слова.

Развитие языковых способностей у детей состоит в том, чтобы научить их умело пользоваться приобретенными средствами языка в реальных условиях речевого общения.

Развитие коммуникативной функции речи состоит в формировании у детей навыков общего и речевого поведения и навыков общения с помощью словесной речи.

Театрально-игровая деятельность в пьесах и этюдах – есть тот самый максимально качественный речевой материал, на основе которого дети могут научиться воспринимать речь и полноценно владеть ею. Поэтому уже при первом знакомстве с пьесой дети должны услышать интонационно-насыщенный, фонематически четкий текст и получить доступные возрасту лексические разъяснения, причем неоднократно. Многие очевидные для взрослых слова долгое время остаются непонятными детям с общим недоразвитием речи, даже если они используют их в своей речи. Это происходит в результате небогатого жизненного опыта и скудного запаса знаний об окружающем мире, с одной стороны, а с другой – в результате чрезвычайно активного развития психических процессов, свойственных дошкольному возрасту. К примеру, большинство детей не удивятся, услышав слово «самовар», но при этом они не понимают, почему его считают большим, тяжелым и дымящимся. И неудивительно, ведь малыши видят самовар в основном на иллюстрациях, но они не дают представления об истинном весе, размере и предназначении самовара. Поэтому детям требуется объяснение и наглядная демонстрация.

Эти особенности детского восприятия речи требуют от педагога ответственного и внимательного отношения к речевому материалу на каждой стадии работы. Дети впитываю каждое наше слово, даже если мы этого не замечаем. Слово взрослого должно быть интонационно насыщенным, но естественным; фонематически четким, но без скандирования; лексически постижимым непримитивным, но не излишне сложным. Восприятие детьми речи должно быть естественным и единовременно как можно менее осложненным приходящими обстоятельствами.

Логично предположить, что сценическое творчество в речи (насколько оно вообще возможно у детей такого возраста) развивается в последовательности, аналогичной развитию восприятия языковой среды. Но это не так. Творчество – процесс, противоположный восприятию. Восприятие характеризуется «принятием информации в себя», а творчество – созданием, моделирование информации и отправлением ее вовне. Дети легко воспринимают интонацию речи, но с трудом могут воссоздать ее «на сцене». Лексический же компонент более доступен. Эту сторону речи дети не только довольно быстро усваивают, но и применяют на практике при условии, что соблюдаются возрастные требования к подбору лексики.

Фонематический компонент развития речи дошкольников, таким образом, оказывается промежуточным. Качественное фонематическое восприятие позволяет идентифицировать слово как лексическое целое, а выделение в слове фонематической особенности дает ребенку возможность «прикрепить» к этой особенности интонационный оттенок и добиться его автоматизации. Со стороны педагога было бы весьма полезно найти в тексте и выделить для детей фонематические особенности, подчеркивающие лексическое и интонационное значение происходящего. Во избежание «дрессировочного» эффекта (как детям показали, так они и должны выполнять, вплоть до мельчайших деталей) одну и ту же фонематическую форму следует продемонстрировать в разных интонационных вариантах, варьируя ударение, громкость (сила голоса), длительность пауз или произнесения гласных.

Подобную демонстрацию следует проводить в игровой форме, не спеша, ведь для осмысления воспринимаемого требуется время и положительный эмоциональный настрой. Если у детей возникнет желание повторять за вами или «передразнивать» вас, считайте, что вы достигли цели. В непринужденной обстановке, на волне неожиданно возникшей мотивации можно получить наилучший результат. Кроме того, известно, что высокоэмоциональные моменты жизни запоминаются быстрее и надежнее.

Особенно эффективен прием «неправильной демонстрации». Так, например, при работе над пьесой по сказке «Теремок» сцену появления волка педагог исполняет (читает) намеренно неправильно: робкий и беззащитный персонаж меняется интонацией и, соответственно, характером с сильным и нагловатым волком (мышка перестает пищать, а волк покорно складывает лапки). Прием рассчитан на яркое подчеркивание противоположных интонационных элементов, с тем чтобы ребенку было легче выделить для себя и распознать наиболее выразительные их формы. При правильной подаче этот прием вызовет шквал детского смеха и желание подражать. Такие «несерьезные» занятия помогают ребенку сориентироваться на возможном поле творчества, а достаточные свобода и время позволят потренироваться и попробовать себя в интонационном поиске.

Таким образом, под правильной подачей мы подразумеваем следующую схему:

          образец интонационно правильного исполнения материала;

          исполнение части пьесы с использованием приема «неправильной демонстрации» и предоставление детям времени и условий для непринужденной тренировки (повторение, подражание, творчество);

          повторный образец интонационно правильного исполнения пьесы;

          предоставление детям времени и условий для непринужденной тренировки в речевом исполнительстве и творчестве.

В дошкольном возрасте проявляется наибольшая чуткость к языковым явлениям. При благоприятных условиях чуткость способна перерасти в чувство языка. Другими словами, дошкольный возраст – сенситивный период для развития фонематического восприятия.

Ориентировка ребенка на звуковую сторону языка, на фонематический состав слов осуществляется в процессе практической деятельности, т.е. в процессе слушания и творения. Различного рода театрализации и драматические постановки являются, таким образом, прекрасными условиями для практической речевой деятельности.

Речевым сценическим творчеством детей можно считать такое продолжение игры, при котором ребенок создает новые речевые образы, ценные для него самого и нечуждые для окружающих. Эти новые речевые образы могут считаться продуктом творчества, если для самого исполнителя он являются новыми, уникальными, оригинальными и если в их создании взрослый непосредственного участия не принимал.

Ключевыми словами в таком определении будут «игра», «речевые образы», « для самого ребенка». Игра – это обязательный элемент, основной вид деятельности дошкольника. Лишь игра способна поддерживать необходимую мотивацию, эмоциональный и энергетический баланс и двигательную активность малыша на нужном для театрализованной деятельности уровне.

Речевые образы – это тот результат, к которому стремится педагог и которого ребенок может достичь при занятии театрально-игровой деятельностью. Такой результат всегда хранит в себе элемент неожиданности, иначе он перестанет быть новым и интересным. А понятие новизны в продукте творчества ребенка в первую очередь связано с его личным восприятием происходящего.

Таким образом, основная роль фонематического восприятия в сценическом творчестве и речевом развитии дошкольников заключается в порождении способности ориентироваться в вербальных средствах выразительности речи. Тонкое речевое чутье позволяет ребенку воспринимать то, как говорят окружающие, насколько красиво они это делают и как говорит он сам. Это является условием для анализа воспринимаемой чужой и своей речи, условием, которое в совокупности с развитой волей и умением добиваться поставленной цели в более позднем возрасте позволит достигать самых высоких результатов в любой деятельности.

Для развития фонематического восприятия в театрально-игровой деятельности с детьми предлагаем несколько дидактических игр.

 

«Сказочный телефон»

Цель. Развивать умение различать на слух с опорой на зрительный элемент восприятия слова, произносимые в различном темпе (быстро, медленно), и с различной силой голоса (громко, тихо).

Материал. Два стула и игрушечный телефон.

Содержание. Выбираем ребенка, который станет сказочным телефоном, ребенка, который будет передавать сообщение, а также королеву. Она располагается на одной стороне помещения, а телефон – на другой. Сообщение для королевы передающий придумывает сам или вместе с детьми. Оно должно содержать сведения о том, кто пришел к королеве и что он принес. Например, пришли рыцари и принесли сладости или пришли зайчата и принесли ромашки. Обсуждения сообщений королева слышать не должна.

Ведущий (педагог).

У королевы

Сегодня день рожденья.

Мы принесли для королевы

Баночку варенья.

Но дворец так велик,

Мы королеву не найдем…

Сказочный телефон,

Скажи ей, что мы ждем!

Ребенок-телефон и передающий встают у телефонного аппарата друг напротив друга. Передающий с необычной силой голоса (тихо, шепотом, с чередованием громкости) и скоростью (быстро, медленно, с чередованием темпа речи) передает заготовленное сообщение. Ребенок-телефон расшифровывает его и повторяет так громко и четко, чтобы королева услышала. Королева повторяет сообщение и, если все правильно, возвращается к детям. Вновь распределяются роли.

 

«Сказочный фонарик»

Цель. Без опоры на зрительный элемент восприятия развивать умение различать на слух слова, произносимые в различном темпе (быстро, медленно) и с различной силой голоса (громко, тихо).

Материал. Ширма, стул, стол, фонарик (стул стоит за ширмой, стол перед ней, на столе выключенный фонарик). Педагог находится рядом с фонариком, чтобы иметь возможность вовремя незаметно включить его.

Содержание. Выбирают ребенка, который станет волшебным фонариком, и того, кто будет его включать сообщением. Ребенок-фонарик садится за ширму. Слова для фонарика придумывает сам говорящий или вместе с другими детьми. Слова должны содержать сведения о том, кто зашел в комнату и что там уронил. Например, Кот в сапогах уронил ключик, фонарик включился!

Ведущий (педагог).

Во дворце у королевы

Все ненастоящее.

Вещи у королевы

Все говорящие.

Чтобы у королевы

Фонарь включить,

Надо фонарю

Все объяснить!

После этих слов говорящий подходит к фонарику у ширмы, и в быстром или медленном темпе, громко или тихо произносит заготовленные слова-объяснения. Ребенок за ширмой старается все понять, затем громко и четко произносит услышанное. Если ошибки нет, педагог незаметно включает фонарик. Теперь дети могут меняться ролями.

 

«Волшебное зеркало»

Цель. Развивать умение на слух различать слова и передавать их с заданной интонацией, мимикой и жестами.

Материал. Рамка напольного или другого зеркала или нечто ее заменяющее.

Содержание. Выбирают ребенка-зеркало и того, кто будет в него смотреться. Говорящий должен придумать, кем он предстанет перед волшебным зеркалом. Сообщение должно отвечать на вопрос «Кто я и откуда?» или «Кто я и что люблю делать?». Выбранные дети становятся по обе стороны рамки.

Ведущий (педагог).

У королевы

Есть странные сокровища,

Они то очень добрые,

А то совсем чудовища.

Скажи им два-три слова –

И все услышишь снова.

Говорящий представляется, используя все средства выразительности (вербальные и невербальные), а ребенок-зеркало пытается точно повторить их. Представление говорящего может быть сказочным, нереальным, например: «Я Серебристый мотылек из Долины сладких снов». Затем дети все вместе, хором оценивают волшебное зеркало. Игру можно повторить несколько раз.

 

Театрально-игровые приемы помогут и воспитателям, и логопедам в процессе решения коррекционных и коррекционно-воспитательных задач. Использование театрально-игровых приемов на занятиях по развитию речи – это метод разностороннего развития и более качественной подготовки детей с тяжёлыми нарушениями речи к школьному обучению.

 

Методические рекомендации родителям

«Развитие слухового внимания»

С самого рождения человека окружает множество звуков: стук капель по оконному стеклу, раскаты грома, шуршание листьев под ногами, пение птиц, шелест падающих листьев, шум дождя, жужжание жука, шелест травы, журчание ручейка, плеск воды, хруст снега, музыка, речь людей….. Но младенец не способен их различать и оценивать. Это происходит со временем. Способность сосредотачиваться на звуках необходимо для развития умения слушать и понимать речь. Ребенок должен научиться напрягать свой слух, улавливать и различать звуки, т.е. у него должно сформироваться произвольное слуховое внимание. Сосредоточение на словах взрослого - и результат, и необходимое условие развития слушания, а затем и разговорной речи. Ребенок 2,5 – 3 лет уже может внимательно слушать небольшие стихи, сказки, рассказы, а также представлять то, о чем в них говорится. Постепенно объем слухового внимания увеличивается, растет его устойчивость, развивается произвольность. Дети все больше вслушиваются в обращенную речь, различают и воспроизводят ее отдельные, доступные для ребенка элементы. Удерживают в памяти воспринятый на слух материал, учатся слышать ошибки в чужой и собственной речи. Роль речи, как объекта внимания детей, особенно повышается, когда они сталкиваются с потребностью общения со сверстниками и взрослыми.

Воспитание активного произвольного внимания к речи является одним из обязательных условий формирования внятной, правильной, четкой речи.

Развитие слухового внимания предполагает ряд направлений работы:

Пробуждение интереса к звукам окружающего мира и к звукам речи.

Мир полон звуков- живых и неживых. Предложите ребенку прислушаться и сказать, какие звуки окружающего мира он слышит. Для развития слухового внимания хорошо иметь разнообразные музыкальные инструменты, колокольчики, погремушки. Покажите малышу музыкальные инструменты, дайте послушать, как они звучат, а потом предложите отвернуться и угадывать, на каком инструменте вы играете.

Дифференциация неречевых звуков

Обращайте внимание ребенка на «домашние звуки». Спрашивайте: Что там шумит? Объясняйте: Это шумит холодильник, это стиральная машина, пылесос, телефон звонит и т.п. Манят и удивляют голоса природы и в самом деле: бекас может петь хвостом, скворец умеет передразнивать лошадь, овцу, петуха, может выучить человеческие слова, дельфины разговаривают … ноздрей, летучие мыши умеют кричать так, что нам их…не слышно, рыбы переговариваются…плавательным пузырем, а пение солончакового крохотного сверчка разносится на километры!

Разве не удивительно!

Дифференциация тихих и громких звуков

Привлекайте внимание детей к громким ударам грома, к тихому шелесту листьев под ногами, к громкой речи, учите говорить шепотом, громко читать стихи, например:

РАДУГА

В небе гром, гроза.

Закрывай глаза!

Дождь прошел. Трава блестит,

В небе радуга стоит.

С. Маршак

Произнося тихо, шепотом, загадочно, можно предложить вниманию детей следующие стихи:

В тишине лесной глуши

Шепот к Шороху спешит.

Шепот к Шороху спешит,

Шепот по лесу шуршит.

- Ты куда?

- К тебе лечу.

Дай на ушко прошепчу:

- Шу-шу-шу да ши-ши-ши.

- Тише, Шорох, не шурши.

Навостри- ка уши-

Тишину послушай!

- Слышишь?

- Слышу.

- Что ты слышишь?

- Шеборшатся где-то мыши,

Под кореньями шуршат-

Дружно шишку шелушат……

В. Суслов

Развитие умения определять направление и источник звука

Эти навыки помогут развить, простые доступные игры: «Где звучит?», «Найди колокольчик», «Где спрятался гномик?» и многие другие.

Развитие умения соотносить количество звучаний с числом

В игре «Сосчитай хлопки», предложите ребенку сосчитать количество хлопков с закрытыми глазами, а так же с открытыми глазами. В работе с детьми 5-6 лет подойдут игры: «Сколько звуков в «А» в слове?» (Картина, барабан), «Придумай слово» (с заданным количеством того или иного звука), «Угадай слово по схеме» _О_И, _А_У_А, _А_И_А., предложив картинки (кони, радуга, малина).

Дифференциация звукоподражаний

Интересно и полезно знать, как подает голос птица, зверь, как гудит та или иная машина, узнавать по звуку, подражая им. Прочтите детям стихи:

Шумный БА-БАХ

В очень громких сапогах

Ходит по лесу Ба-бах!

И, заслышав этот звук,

В ветках спрятался тук-тук,

На сосну взбежал Цок-цок,

В чащу кинулся Прыг-скок;

Чик-чиришка в листья-порх!

Шебуршонок в норку –шорх!

Тихо-тихо все сидят!

И, хихикая, следят,

Как шумит в лесу Ба-бах

В очень громких сапогах.

Дж. Ривз

Какие короткие слова- звукоподражания запомнились ребенку? Предложите их повторить.

Развитие умения локализовать и узнавать голос.

Эту задачу помогут решить игры: «Угадай, кто позвал?», «Чей это голос?».

Расскажите сказку «Три медведя», выразительно проговаривая слова каждого персонажа, тем самым, показывая ребенку, что по голосу можно различать героев произведения, близких, знакомых, друзей, которые живут рядом. Какое это интересное занятие узнавать окружающих по голосу!

Развития умения ориентироваться на смысл сказанного

Пойте короткие ритмичные песенки, декламируйте стихи, рассказывайте сказки, объясняя смысл незнакомых слов. Приучайте ребенка слушать произведения художественной литературы в звукозаписи, подбирая материал в соответствии с возрастом.

Развитие речевой памяти

Множество игр и упражнений способствуют развитию речевой памяти у детей: «Запомни и повтори» (Внимания ребенку предлагается несколько картинок, которые он должен запомнить. Картинки убираются и ребенок называет предметы, которые были изображены на этих картинках). «Что перепутал Незнайка?» (Знакомая сказка предлагается в неверном варианте. Ребенок исправляет ошибки).

Развитие устойчивого внимания к звуковой оболочке слова

Слово называет предмет и явления окружающего мира, свойства и качество предметов, действия и состояния.

Предмет и слово, его называющее, - это не одно и то же.

Возьмите в руки мяч или какую- ни будь другую игрушку. Мяч можно сдавить руками, он упругий. Его можно рассмотреть. Он шарообразный, гладкий, красный, с полосками. Его можно подбрасывать и ловить. Ударять им об пол, при этом мы слышим звенящий звук удара.

Мяч подпрыгнул несколько раз на полу и куда- то укатился. Его нет. Осталось только слово. Мы произнесли его несколько раз: «Мяч. Мяч. Мяч».

Мы не можем произвести со словом все те действия, которые проделывали с предметом. А что можно сделать со словом?

Слово можно услышать, произнести, выложить из букв или написать, прочитать.

Понимание речи зависит, как от слухового внимания, так и от жизненного опыта.

Расширяйте кругозор ребенка. Как можно раньше берите его на прогулки, экскурсии, в поездки. Рассказывайте ему о том, что вы видите, делитесь с ребенком своими мыслями, впечатлениями, умозаключениями, но, не навязывая своего мнения. Общайтесь с ребенком, уважая его личность, жизненный опыт и накопленные знания.

Следует помнить о том, что полноценное формирование правильной речи ребенка возможно только при систематической работе по развитию слухового внимания.

                                                                                                                                                                      Учитель-логопед В.А. Каназырская

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 21.11.2023
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения