Игровые приемы для вовлечения детей 1-3 лет в конструктивную деятельность

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

"ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА- ДЕТСКИЙ САД "МЕДВЕЖОНОК" Г. ЮРЮЗАНИ"

КАТАВ-ИВАНОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

Игровые приемы для вовлечения детей 2 - 3 лет в конструктивную деятельность

 

    

«Мой сын  очень любит играть с конструктором, может сидеть один в течение часа и с упоением строить из кубиков. Вот пришла в магазин купить еще один набор»,- услышала я обрывок фразы. «А я совсем отчаялась. Мой проходит мимо разложенных на ковре деталей,  отказывается играть вместе со мной, когда я пытаюсь строить перед ним башни, дома, машины с прицепом и корабли. Пришлось убрать в шкаф коробку с конструктором. Возможно это не для него!»  Став невольным свидетелем разговора двух мам в магазине детских игрушек, я задумалась о творческой судьбе малыша: он лишился очень интересного, увлекательного и очень познавательного вида деятельности – КОНСТРУИРОВАНИЯ, только потому, что его мама не нашла единственно верного приема привлечения ребенка к новой для него деятельности.   

Как заинтересовать ребенка 2-3 лет конструированием из  кубиков?

   Начинать необходимо с развития положительного эмоционального отношения ко всему новому. Азарт,  заинтересованность, увлеченность взрослого, без сомнения, передается ребенку. Если он будет ощущать, что взрослые играют с ним с огромным интересом, что процесс создания постройки из кубиков притягивает и захватывает самого взрослого, то и ребенок проникается радостным ощущением созидания.

    Заинтересовать маленького дошкольника и включить его в процесс постройки  может небольшой рассказ или короткая сказка. Кто из детей не любит веселых сказок, рассказываемых мамой? А если мама рассказывает сказку и создает из конструктора и мелких игрушек героев и персонажей этой сказки, то у ребенка загораются глаза, он увлекается и начинает старательно помогать героям сказки строить заборы, дороги, мосты и города. «Вот озорная тучка»,- говорит мама и показывает большой кусок ваты. «Тучка плывет по небу и проливает дождь на крыши домов, деревья и дорожки. Смотри, смотри, зайка и мышка гуляют под дождем. Они сейчас промокнут и заболеют. А, давай построим для них грибок!» Возможно, ваших сына или дочку заинтересуют  сюжет про курочку, от которой  убежали все цыплята, или рассказ о неуклюжем медвежонке, наступившем на шишку, которого нужно увезти в больницу, а для этого сделать из кубиков машину. Проблемная ситуация, заставляющая задуматься, вызывающая сочувствие и желание помочь, становится основным компонентом поддержания интереса  к новой для ребенка деятельности – конструированию.

     Другим способом заинтересовать юного строителя и поддержать его активность могут детские стихи и песенки. Многое из них можно обыграть с помощью конструктора. «Плывет - плывет кораблик, кораблик золотой. Везет, везет кораблик подарки нам с тобой!»- читает мама стишок и на глазах ребенка  из  кирпичиков строит лодку или кораблик. «У нас машины разные и желтые и красные, би - би - би! Машины за машинами, би-би-би! Шуршат своими шинами, би-би-би!» - рассказывает взрослый, предлагая ребенку построить и желтую и красную машины.

     Сюрпризный момент - беспроигрышный прием вовлечения ребенка в игру. Обычная обувная коробка с несколькими игрушками и кубиками для строительства дома для мышки, обклеенная подарочной бумагой, становится вдруг волшебной, сказочной, а от этого притягательно манящей.

      Научившись увлекать ребенка новой для него деятельностью и игрой, вы наверняка задумаетесь над следующим вопросом: «С чего следует начинать?»

      Если он только знакомится с геометрическими деталями конструктора, купите набор неокрашенных  деталей: кубиков,  брусков, призм, пластин, цилиндров. Неокрашенные детали отличаются только одним сенсорным признаком: геометрической формой.  Другими признаками, такими, как цвет или величина, они не обладают. Это обстоятельство поможет вашему ребенка вначале научиться ориентироваться только в форме предметов и их названиях. Только после этого можно приобретать разноцветные детали различной величины. Теперь перед ним будет стоять сложная задача:  при сооружении конструкций научиться учитывать сначала два, а потом и три сенсорных признака предмета: форму, величину и цвет в их сочетании.

      Принеся домой набор для строительных игр, познакомьте ребенка с содержимым коробки. Поставьте перед ним коробку, вынимайте предметы по одному, ощупывайте, называйте, рассматривайте, выкладывая детали на коврик рядом с ребенком. Для того чтобы он  усвоил названия деталей строительного набора, мы используем такой прием, как опредмечивание.  Ведь любая геометрическая форма похожа на какой-либо известный ему предмет, например, треугольная призма похожа на крышу дома, мы так и называем ее «крыша», цилиндр на столбик и т.д.  И не беда, что с первого знакомства названия деталей не усвоются, в дальнейшем, в играх и самостоятельной деятельности он обязательно научится различать предметы по их внешнему виду и названию, а часть названий будет использовать в речи. Не стоит сразу предлагать ребенку весь набор для конструирования, вначале познакомьте его с постройками из одинаковых деталей. Это будут различные варианты дорожек - узкая и широкая из кирпичиков; башни и поезд из кубиков;  мостик, скамейка, горка, качелька из кубиков и пластин. Наиболее удобно организовать игру на полу. На полу ребенок может не опасаться, что постройка не упадет или не хватит места для реализации замысла, в отличие от поверхности стола. Он может поменять позу, отодвинуться, приблизиться, перейти на четвереньки или лечь на живот, и при этом его постройка не разрушится, а сам он будет меньше уставать.

          Для того, чтобы заинтересовать ребенкка игрой, взрослый вводит необходимость постройки в контекст небольшого, понятного для ребенка сюжета. И тогда конструирование приобретает для определенный смысл, оно становится игровой задачей.

          Положите на пол голубую ленту или вырезанный из  голубой бумаги  овал. Это речка или большая лужа, а вот маленькая кошка, которая жалобно мяукает, трогает лапкой воду, не никак не может перебраться через лужу. Помогите малышу понять проблемность ситуации и подскажите один из возможных путей: для того чтобы помочь кошке, нужно построить дорогу. Когда ваша постройка из кирпичиков будет завершена, обязательно обыграйте ее, предложив малышу поводить кошку по дорожке.

         Однако, может случиться так, что ребенок не захочет строить стационарные постройки.  Ведь дошкольник второго года жизни – это деятель, и постройки он воспринимает как игрушки.  В этом случае ему  будет интересней начинать  конструировать с построек, обладающими некоторыми свойствами динамизма, например:  такие постройки как лодка,  поезд, машинка или самолет могут двигаться, а значит, будут более интересны.  Тогда в ситуации спасения кошки будет участвовать лодка. Такие незатейливые игры научат ребенка действовать по показу и узнавать реальные предметы в образе построек. Принесите в коробке 4-5 кубиков и игрушечного петушка. Постройте для него высокую башенку, поставив,  кубики  друг на друга. Предложите посадить петушка на башенку, сами спойте песенку:

Кто проснулся рано?

Петушок.

Поднял кверху красный

Гребешок.

Петушок пропел:

«Ку-ка-ре-ку!

Кто еще лежит там

На боку?»                                     

С. Прокофьев.

            Затем  закройте платком или коробкой постройку и посадите рядом еще одного петушка, попросив  ребенка сделать башню и для другой игрушки.  Таким образом, вы весело и увлеченно учите его строить из одинаковых деталей. И какими бы примитивными они  вам ни казались,  в этих постройках заложена суть первых практических мыслительных операций. Он осваивает способы практического применения, прикладывания и накладывания одних деталей на другие. Сопоставляет, сравнивает и обобщает, отбирая нужные геометрические тела для строительства. Вначале работа ребенка основана на подражании действиям взрослого, потом он начинает строить, ориентируясь на готовый образец, и, наконец, по просьбе и слову взрослого.

 

       Не забывайте следить за тем, чтобы игрушки для обыгрывания были соразмерны  величине  строительных деталей.  Покажите малышу,  как можно построить поезд с вагончиками. Посадите пассажиров в вагончики и покатайте их. Спойте песенку на известные слова С.В. Михалкова:

Мы едем, едем, едем

В далекие края.

Хорошие соседи

Веселые друзья…

          Для конструирования широкой дорожки понадобится корзина и небольшой мишка, а также 6 кирпичиков.  Покажите ребенку корзину и спросите: « Кто там в корзине?» Пусть мишка медленно покажется из корзины и тут же спрячется вновь.  Попросите его позвать мишку: «Иди, иди, иди!» Когда игрушка окажется в руках ребенка, скажите, что для мишки нужно построить дорожку. Но не узкую, а широкую, так как мишка большой. Когда постройка будет закончена, порадуйтесь  вместе с мишкой, поблагодарите ребенка за постройку. Попросите поводить  мишку по дорожке, спойте ему песенку, побуждая повторять слова: « Топ! Топ! Топ!»

 

 Шагают ножки-

Топ, топ, топ!

Прямо по дорожке-

Топ, топ, топ!

Ну-ка, веселее-

Топ - топ - топ!

Вот как мы умеем

Топ, топ ,топ!

Н. Френкель.

 


Поддерживайте интерес ребенка к строительству, быстро создавая на глазах  ребенка новые постройки. Посадите в самолет матрешку и покатайте ее, читая стишок:

 


Самолет летит.

Самолет гудит:

У-у-у-у-у!

Я лечу в Москву.

Командир-пилот

Самолет ведет.

У-у-у-у-у!

Я лечу в Москву!

 


Н. Найденов.

         Когда ребенок освоит  азы простейшего конструирования,  считайте, что он готов перейти к комбинированию 2-3  разных  деталей, создавая образы мебели, транспорта, домов и других сооружений. Построив машинку с кабиной и кузовом, посадите в нее игрушки и покатайте их вместе с малышом, припевая песенку:

 


Машина, машина,

Куда ты идешь?

Машина, машина,

Кого ты везешь?

Машина, машина,

Ты нас покатай,

Машина, машина,

Быстрей поезжай!

Машина, машина,

Вези нас домой,

Машина, машина,

Приехали! Стой!

Л. Некрасова.

 


         Детей всегда радуют подарки и сюрпризы.  Следующую игру начните с сюрприза. Принесите ребенку «чудесный мешочек» с небольшими игрушками внутри. Это могут быть собачка, кошка, курочка, петушок, лягушка или птичка.  Попросите его послушать голос одного персонажа  из мешочка.  Когда ребенок распознает все игрушки по голосу, достаньте их из мешочка, скажите, что они хотели бы посидеть на стуле за столом.  Достаньте кубики для строительства.  Покажите постройку стула и стола. Далее вместе с ребенком достройте мебель для всех игрушек. Рассадите их на стульчики, достаньте игрушечную посуду и угостите героев чаем или соком.

     В ежедневных совместных играх ребенок становится более уверенным, самостоятельным и активным.  Вот он  уже сам выкладывает кубики из коробки, пробуя построить башенку из кубиков и кирпичиков. Его поглощает неуемное желание пробовать, экспериментировать. Но если баланс не соблюден и все рассыпается – ребенок в недоумении. Помогите ему, подсказав, как лучше сделать такую постройку. Ведь без вашей помощи, поддержки, заинтересованности кроха может быстро перейти от практической деятельности к разбрасыванию.

        Заинтересуйте  ребенка постройкой с новой  геометрической фигурой – крышей (призмой).  Покажите матрешек, предложив ему  построить для них новый дом. Обыграйте постройку, рассказав стишок:

 


Куколке - матрешке

Строим дом хороший:

Вот такой высокий!

Вот такой широкий!

В дом вошла матрешка,

Наша кукла – крошка.

Весело так пляшет,

Всем платочком  машет.

В. Кукловская

 


Для другой матрешки предложите ребенку самостоятельно построить дом. Спрячьте и  матрешку за домик, постучитесь: «Тук-тук-тук!» Спросите: «Кто в домике живет?» Покажите матрешку, воскликнув: «Матрешка живет в домике!!!» Побуждайте детей включаться в игру: научите его прятать матрешку за домик… Стройте с ребенком большой и маленький домик для большой и маленькой матрешки, придумывайте такие игровые ситуации, при которых  необходимо строить большую и маленькую машинки для двух мишек,  а потом большой и маленький стул и стол. Для того, чтобы ввести новый сенсорный признак – величину,  приобретите набор с  крупными деталями, так, чтобы  они заметно отличались друг от друга.  Разложите кубики по величине, большие положите в большой грузовик, а маленькие  разместите в маленькой  машине.    Можно построить башню из больших кубиков, а другую из маленьких, а потом поезд  с маленькими и большими вагончиками. Не забывайте предлагать ребенку выполнять постройки, ориентируясь на  ваш показ, потом  создавайте ему возможность самому строить по готовому образцу, а в самостоятельной деятельности строить,  руководствуясь  вашей просьбой.

     В ходе игровых ситуаций у него накопится  некоторый опыт, поэтому в данный момент можно соединить воедино  знакомые постройки, создав несложную композицию: дом с дорожкой, машины на дорожке, стол и стулья…

     В качестве примера приведем следующую игру. Скажите мребенку, что сегодня вы будете строить дом с дорожкой. Сначала нужно построить дом, а потом дорожку. Спрячьте за домик игрушечного гуся. Покажите малышу игрушку, побуждая ребенка к звукоподражанию: «Га-га-га». Спросите его,  как гусь кричит? Расскажите ему стишок:

 


Гусь с гусями живет

В доме на лужайке (спрячьте гуся за домик)

Кто там голос подает?

Ну-ка, угадай-ка!

Га-га-га, га-га-га!

Ю. Островский

 


Пусть гусь походит по дорожке, обойдет домик и вновь спрячется за ним.

           Неподдельный интерес можно поддерживать, создавая на глазах ребенка новые постройки с новыми геометрическими деталями – пластиной и цилиндром. Положите на цилиндр пластину – получатся качели. Обыграйте их.

 


Ой-да,  ой-да,

На качели сели.

Ой-да, ой-да,

Песенку запели.

А потом еще раз

Быстро раскачались.

Все у нас, все у нас

Весело смеялись.

Э. Макшанцева

 


Предложите ребенку самому построить качели и покачайте на них маленькие игрушки.

         Знакомство со строительством песочного грибочка можно начать и истории про лягушонка, который пошел гулять и нечаянно забыл зонтик. Лягушонок гулял на улице, катался на качелях, съезжал с горки и вдруг начался дождик. Дождик вначале капал медленно: «кап - кап - кап, кап -  кап», а потом стал капать все сильнее и сильнее. Лягушонку некуда спрятаться от дождика, нужно построить грибок из цилиндра и призмы, под которым лягушонок и спрячется.

        Постепенно начинайте привносить в постройки ребенка знания о цвете предметов. Стройте желтые и зеленые домики, дорожки,  подбирая детали по цвету.  Вначале вводите цвет в постройки  из одних и тех же деталей, а потом в более сложные конструкции.

        Ваш ребенок уже многое умеет, усложните ему  игровую задачу, показав постройки из 3 деталей. Например, кукольная кровать, диванчик, паровозик. Поставьте на кирпичик кубик и цилиндр – получился паровоз.  Предложите малышу построить свой паровоз, рассмотрите его.

Прочитайте стишок:

Паровоз кричит: «Ду-ду!

Я иду, иду, иду. Ду-ду-ду!»

Попросите показать, как дудит паровоз, как стучат колеса. Достаньте маленькие игрушки и посадите их в паровозик, и обыграйте…

        Уважаемые родители! Совместна игра с ребенком  - это не только радость общения, но познание чего - то нового, развитие способностейУважаемые родители, выкроив время для игры с ребенком, вы наслаждаетесь общением друг с другом. Не так ли?  Когда же игра  имеет   смысл,  то вы не только учите чему-то новому  собственного малыша, но и  невольно  развиваете его  способности.  Задумайтесь над этим. Я думаю, что овчинка стоит выделки.

 

 

 

Руководитель студии ручного труда и конструирования: Воробьева С.А.

Дата последнего обновления страницы 21.11.2023
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения