Зачем играть с дошколятами в рифму

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

"ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА- ДЕТСКИЙ САД "МЕДВЕЖОНОК" Г. ЮРЮЗАНИ"

КАТАВ-ИВАНОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

Зачем играть с дошколятами в рифму?

 

Ответ на этот вопрос дает в своей книге "Играем с дошколятами в рифму" Воронина Татьяна Павловна:

В наше время практически нет детей без логопедических проблем. Дети не умеют излагать свои мысли, делать выводы и умозаключения, у них скудный словарный запас, скудная речевая культура. Также неразвита моторика, плохая координация. Все это приводит к дислексии и дисграфии, искоренить которые уже в школьные годы не так просто.  Программа в начальной школе насыщена, возиться с каждым ребенком учителю просто нет возможности. И ребенок погружается в хаос. От него что-то все требуют, его ругают, шпыняют, наказывают… Ребенка начинает угнетать чувство вины, тревожность, неуверенность в себя… Очень скоро ребенок становится невротиком. И родители в недоумении. Как же так? Мы покупали ребенку книги, учили читать, считать… Нам казалось, что ребенок вполне готов к школе. Что мы сделали не так? И можно ли было избежать этих проблем?
Процесс развития предметной и познавательной деятельности напрямую связан с развитием речи. Однако невозможно развить речь ребенка без освоения звуковой культуры. А звуковой культурой невозможно овладеть без фонематического развития. Эта цепь рассуждений привела нас к истокам будущих успехов (или неуспехов) ребенка в школе. Фонематический слух и произношение – это начало начал. Если не знать или не понимать значение этого начала - расхлёбывать несостоятельность наставников-родителей придется ребенку.
Так что же такое фонематический слух?
Фонематический слух – это способность к слуховому дифференцированному восприятию звуков речи – фонем. Фонемы (лингвистические единицы) - смыслоразличительные звуки речи (звуковые знаки языковой системы), специфические для каждого языка. Фонемы служат материалом для образования единиц речи – морфем и слов. Ребенок, овладевший единицами звукового строя языка, способен к различению морфем и слов. Вот почему развитый фонематический слух является базой, основой, которая поможет ребенку благополучно избежать школьной катастрофы – дислексии.
Фонема является элементом фонетической системы языка. Не менее важными элементами фонетической системы языка являются словесное ударение и интонация.
Современные дети – особенные дети. Родители в погоне за благополучием материальным, откупаются от ребенка компьютерными игрушками, интернетом, мультиками… Им некогда говорить с ребенком, беседовать, играть в речевые игры. В итоге ребенок не погружен в языковую среду, как того требует природа. 
В результате, дети приходят в школу с проблемами, о которых дети и родители детей докомпьютерной эпохи не знали. 
Дворовая среда 60-80 годов была насыщена коммуникативной практикой. С детьми младенческого периода нянькались бабушки-дедушки, тетушки, старшие сестры и братья. Даже необразованные бабушки-дедушки из деревень, перенявшие от своих нянюшек-бабушек опыт народной педагогики, интуитивно верно развивали внуков. 
Народная педагогика выработала за многие столетия свой методический материал: потягушечки, прибаутки, потешки, скороговорки, колыбельные, загадки, пословицы, поговорки, дразнилки, считалки, небылицы, пальчиковые игры и т.д.
Это богатство народной педагогики не лежало мертвым грузов, как в наше время. Народ умело применял этот материал в процессе развития, воспитания и обучения детей разных возрастов. Духовное, нравственное, физическое, трудовое воспитание – все подчиняла и всем управляла народная педагогика.
В свое время о неумолимом значении народной педагогики говорил К.Д. Ушинский. Он умело использовал накопленный столетиями материал народной мудрости в «Родном слове» и «Хрестоматии». 
Особое значение К.Д. Ушинский придавал звуковым упражнениям, считая единственным средством подготовки детей к правильному письму. 
Он предлагает следующие приёмы звуковой работы:
а) угадывание заданных звуков в словах;
б) подбор детьми слов на заданные звуки;
в) разложение слов на слоги и слогов на звуки;
г) сложение слов из звуков;
д) замена одних звуков другими;
е) приставка буквы к началу слова;
ж) приставка буквы на конце слова;
з) перестановка звуков в слове с изменением его значения.
Сюда же можно добавить еще один пункт – игры в рифму
Звуковые упражнения по звуковой методе К.Д. Ушинского можно разделить на упражнения на смыслоразличительную функцию фонемы и на звуко-буквенные упражнения.
Упражнения на смыслоразличительную функцию фонемы: замена одного звука другим, перестановка звуков, изъятие звука — ведущих к изменению значения слова. Например: ель, мель, шмель; ел, сел, съел; есть, сесть, съесть; есть, лесть, плесть, сплесть.
Звуко-буквенные упражнения: нахождение изученных букв в новых словах, нахождение слов с изучаемой буквой и исключение из ряда слов конфликтного, вычленение звуков из слова, слогов, замена их, добавление звука к началу слова, в конце, в середине слова.
Игры в рифму можно отнести к упражнениям на смыслоразличительную функцию фонемы. Игры в рифму формируют чёткость произношения слова, интонационную выразительность речи, обогащают словарный запас, что в итоге побуждает ребёнка к самостоятельному творческому активному мышлению.
Так как игра – это ведущая деятельность дошкольника, то рифмовать мы будем с ребенком, играя. Для этого организуем «Клуб юных рифмоплётов». У вашего ребенка – любимая игрушка – мишутка? Используем мишутку: сегодня он вдруг «заболел» рифмой и рифмует все подряд. 
ДВОР – ЗАБОР
ПЕТУХ – ЛОПУХ
ВОРОНА – КОРОНА
ЛУК – ЖУК – ПАУК...
Вы предлагаете ребенку подключиться к игре и вместе с мишуткой поиграть в рифму! Но прежде надо озвучить три непременных условия в таких играх. 
Первое условие игры: предмет, название которого рифмуется с названным вами предметом, должен быть перед глазами ребенка (в помещении, в котором вы играете) или на картинке. На первых порах – это необходимое условие.
Второе условие: взрослый выступает в такой игре как партнёр по общению и поэтому в общении не имеет место понукание, назидательность, критика.  У вас с ребенком равноправные взаимоотношения! 
Третье условие: это игра! Смейтесь, резвитесь, хохочите! Меняйтесь с ребенком ролями (он называет слово-основу – вы находите к этому слову рифму-ответ). 
При подборе рифмы может так случиться, что ребёнок не сразу найдёт требуемое слово: не всегда отгадка «лежит на поверхности». Тем и хороши задания: в поисках нужной формы слова ребёнок перебирает варианты – в одном случае, он называет предмет на картинке в единственном числе, в другом – во множественном. Если и тогда не все варианты на картинках найдены, предложите малышу назвать предмет в уменьшительно-ласкательной форме в единственном числе (во множественном числе). Но вначале положитесь на интуицию вашего малыша – не формализуйте изначально игровую ситуацию.
Примеры игр в рифму:
1
. Отвечаем в рифму
Перед ребенком 4 карточки с картинками: жираф, еноты, собаки, грач.
Взрослый задает вопрос - ребенок смотрит на картинки и ищет слово-ответ в рифму.
Кто купил шарф? (Жираф.)
Кто затевает драки? (Собаки.)
Кто этот знатный врач? (Грач.)
Кто не попал в ноты? (Еноты.)
2. Отвечаем в рифму
Перед ребенком 4 карточки с картинками: паучок, сверчок, комарики, шмели.
Взрослый задает вопрос - ребенок смотрит на картинки и ищет слово-ответ в рифму.
Кто размером с пятачок? 
Кто прилип к карамели? 
Кто слетелся на фонарики? 
Кто потерял смычок? 
3. Договариваем в рифму
Перед ребенком 4 карточки с картинками: дудка (дудки), будка (будки), баран (бараны), банан (бананы).
Взрослый читает начало фразы - ребенок смотрит на картинки и ищет слово-ответ в рифму. Причем здесь два варианта ответа: в единственном числе и во множественном.
У собаки – ...
У пастуха – ...
На дереве – ...
Под деревом – ...

Дата последнего обновления страницы 21.11.2023
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения